:

Рыбакам и охотникам
Товары для туристов и охотников

Navigare necesse est!

Vivere non est necesse

Плавать по морю необходимо!

Жить не так уж необходимо.

Старинная латинская фраза сказанная то ли Помпеем то ли Плинием.

Когда идешь по Ликийской тропе по Южному берегу Турции, взгляд часто упирается на труднодоступную береговую линию удивительной красоты, с многочисленными островами и пляжами досягаемыми разве что на яхте. И туриста гложет пытливая мысль - как бы заплыть, пробраться туда в места, доступные немногим. Я эту мечту вынашивал пару лет, пока случайно не увидел суперпредложение:" Ищу напарника в морской поход на байдарке". Рома - специалист по Юго-восточной Азии, побывавший в тридцати странах, исплававший два океана, несколько морей и заливов, искал с кем бы сходить на байдарке вдоль турецкого берега Средиземного моря. Мог бы и в одиночку, но резонно рассудив что это сделать вдвоем веселее. Для меня это был джек-пот, счастливый лотерейный билет.

Так я уезжал из Харькова

Вот решены все технические вопросы и я еду. Я искал самый дешевый авиабилет и непременно в Даламан - рядом с началом маршрута. И нашёл его. Поэтому выезжал на два дня раньше Ромы. Он вез свою байдарку. Байдарка "Гарпун", каркасно-надувная, весит 20 кг и покупалась специально для морских походов и удобства перевозки в самолетах, где часто нужно уложиться в лимит веса 20 кг. Я вез большую часть бивачных общих вещей и общие продукты купленные дома. Турция встретила не по-нашему жарким солнцем, а вода в море… ну не теплее чем в море Черном, но вдвое солонее. Кстати, солёная вода активней проникает во всевозможные гермоупаковки, а сохнет медленнее пресной.

Прямо из аэропорта иду на море и два дня купаюсь, гуляю по окрестностям, ем апельсины с бесхозных деревьев. Надо заметить, что в Турции человека идущего с рюкзаком по дороге очень вероятно что подвезут бесплатно. Один раз подвозил таксист. Бесплатно! Другой раз немцы-пенсионеры, имеющие там коттедж возле аэропорта. Еду на место встречи и начало маршрута на берегу большого озера Кёчегиз. Там город Кёчегиз.

Это примерная карта маршрута

Раннее утро. В конце набережной встречаю Рому. Собираем байдарку, отчаливаем. Я предлагаю первые метры на воде вдоль набережной. Там все прибрежные города и поселки имеют набережные с причалами многочисленных корабликов и яхт, с кафешками и шатающиеся туристами. Так вот: гребем мы не спеша вдоль набережной и глядим: замечают нас или нет. Замечают! Даже на русском языке! Значит всё это не зря!!!

Первая ночевка на полуострове. Дыхание моря уже чувствуется. Дует сильный ветер. У нас такого почти не бывает. Это вносит свои коррективы. Палатку ставим только к вечеру, когда ветер поутих. А то сдуло бы. Ещё дело в том, что Рома - любитель устраиваться на возвышении с хорошим видом на озеро, море. Но и с ветром в нагрузку. 

На следующий день проходим озеро до конца. Идём по реке, соединяющий его с морем. По берегам - горы. Вообще, всё побережье Турции там гористое и каменистое. Камни какие-то все острые. Так что причалить можно далеко не везде.

На берегу город Далян.

У причалов сотни кораблей и лодок. Долго ищем куда бы причалить. Рядом проплывают две водные змеи и морская черепаха где-то метр в диаметре. Вообще-то черепах в Озеро не пускают. Там есть в реке забор от черепах и ворота для кораблей. Но черепахи видно ждут у ворот и ломятся в озеро вслед за проходящим кораблем, чтобы отложить яйца в несвойственной им озерной среде на радость хищникам. Мы когда подплыли к этим воротам, видимо не были похожи на черепах и для нас открыли ворота и пропустили дальше в реку.

Таких городков на берегу рек и в нашей стране масса, но в какой курорт его превратили турки! Не хуже раскрученных на морском побережье. А туристов возят на катерах на морской пляж. Вот потому там катеров у причала сотни. Иду в магазин за хлебом и фруктами. Заливаем все бутылки водой литров так 30. Вдруг местная собачонка прыгает в байдарку и недвусмысленно говорит, что будет плыть с нами. Я уже сталкивался с таким поведением собак в Европе, когда они прибиваются к туристам и сопровождают их весь поход. Собачку глажу, утешаю. И несмотря на её упорные требования, оставляю на берегу.

Подходим к морю. Там ветер сильнейший. Песчаная коса, залив и пляж километров шесть. Днём там бродят привозные туристы, а ночью местные черепахи яйца несут. Натянуты веревки, стоят проволочные заграждения чтобы по яйцам не ходили. Но людей много ходят везде. Сильный ветер несет морские брызги и песок. И туристы ходят немного потерянные, пытаясь спрятаться от ветра и солнца.

Продефилировав вдоль пляжа, выходим в море, в волны и ветер. Ну я по таким волнам ещё не ходил никогда. Я считаю что ветер был где-то 50 км в час по велосипедным ощущениям, а волны свыше метра высотой. Идём метрах в 200 от берега. боком к волне. Удерживая равновесие, делаем упреждающее движение корпусом и веслом на каждую волну. Я сижу впереди, волна порой сильно бьет в лицо, перекатывается через лодку. В момент удара на мгновение теряю ориентацию в пространстве и равновесие. Надеюсь что Рома в этот миг удержит нас на плаву. Проходим пляж. На нём ночевать нельзя. Наша ночевка на небольшом каменистом пляже в бухте. После такой болтанки и от того, что всё хорошо закончилось испытываю сильные чувства: победы над волнами, своим страхом, вообще букет положительных чувств.

Утро.Турецкий паучок,спящий на байдарке!

 На следующий день, чтобы избежать волн, выходим на воду в 6:30 утра. До мыса на горизонте идем с попутным ветром по спокойному морю. Солнце медленно выглядывает из-за высокого гористого берега. На мысу - появляются хаотичные волны с разных сторон. Огибаем мыс и тут началось… встречный ветер и короткие остроконечные волны в лицо. Кажется что байдарка стоит на месте несмотря на отчаянные наши усилия. Берём ближе к берегу и укрываясь береговыми горами обходим большой залив. При сильном боковом ветре байдарку постоянно разворачивает и гребля из байдарочной становится похожим на канойную, с одной стороны. Из-за волн и острых камней к берегу невозможно причалить поэтому остановки редкие, только на пляжах. Гребем порой по четыре часа подряд. Всё, чем сидишь, затекает до невозможности. Заметил что через пару часов гребли меня начинает укачивать: начинаю сожалеть что утром позавтракал. Но стоит попасть в сильную болтанку - сразу всё проходит, забывается.

 

Проходим мимо аэропорта в Даламане. Там бескрайний пляж километров десять. На нём ночные следы черепах «каретта-каретта» и прочей живности. Над нами совсем рядом пролетают садящиеся и взлетающие самолеты. Ночуем в конце пляжа Там тихое безлюдное место. Утром снова Подъем в 5:40, в 6:30 Мы уже на воде. Огибаем ещё один сильно выступающий в море мыс. На этот раз за мысом море было относительно спокойно и пройдя в то утро около двадцати километров, уже в 11:00 становимся на стоянку. Дальше сегодня нет особого смысла идти. Стоянка просто супер-отличная, а волны к полудню усиливаются. Сухие палочки и хвоя горят в моей щепочнице с треском как политые бензином. Удивительно что при таком количестве сверхсухого топлива не видно ни одного следа лесных пожаров.

Зашли в залив Фетхие. Дальше поход был похож на морскую прогулку. Прошли между островами. Поглядели вблизи на катера и парусники там стоящие. В заливе среди островов, сильных ветра и волн уже не могло быть.

По плану мы должны были дойти до города Фетхие, но чтобы не разбирать байдарку и не сушится на многолюдной набережной, решили закончить поход в Яникларе, возле устья реки.

Кстати, кажется в турецком языке нет слова река. Есть слова ручей. Это я там заметил общаясь с местными. Отмыли соль, просушились. Проводил Рому с байдаркой в аэропорт. А мне оставалось еще два дня на море в Даламане и шестнадцать часов между авиарейсами бродить по Стамбулу. В Стамбуле два аэропорта: один имени Ататюрка на европейской части, а другой, куда я прилетел «Сабиха Гёкчен» на азиатской. Сабиха это приемная дочь Ататюрка, которая стала летчицей. Из аэропорта ходит автобус-экспресс «Havatas» до площади Таксим. Там проходят всякие фестивали и ярмарки.

Ярмарка на Таксиме. Почему-то они тащаться от темы танцующих дервишей.

Типичный турецкий самовар с заварником сверху.

Рай для гурманов.

Много исторических памятников в радиусе пяти километров. Мне досталось ночная прогулка по мосту через бухту Золотой рог. Там всеношно десятки местных ловят какую-то мелкую хамсу удочками прямо с моста. Мелкую но много. Нашёл исторический храм Святую Софию - оплот православия Византии. Сейчас там мечеть, но название почти не изменили, она Ай Софья. Видел там же крепостные стены Константинополя, построены в пятом веке императором Романом, которые защищали город тысячу лет, но не выдержали штурма рыцарей четвёртого крестового похода в 1204 году и драматическую последнюю осаду города войском Мехмета второго в 1453 году. Где по ним впервые в истории стреляли осадной артиллерией диаметр ядер которой доходил порой до одного метра!

Древние стены.

Святая София.

 

Поразила набережная с вело и беговыми дорожками, уходящими за горизонт. 

И спящими там на камнях бомжами и туристами. И главное, приветливость и доброжелательность стамбульцев и всех людей в Турции.

Счастливые турецкие собаки.

 

Этот поход стоил мне 200 долларов за билеты, взятые за 4 дня до вылета, 900 гривен продукты, купленные дома и 25 долларов потраченные за 10 дней в Турции на автобусы, хлеб, айран и фрукты.

Я то и раньше знал что плавать по морю необходимо, Но теперь появилась ясное видение того, зачем мне нужно стремиться побывать в южных странах, на морях и океанах.

А что от нас останется помимо

Того что в списках означает крест

Ведь жить не так уж и необходимо

 А necesse лишь navigare est.

Read Full Article